Главная / Импровизация / И вновь об импровизации
A+ R A-

И вновь об импровизации

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Привет! Тебя уже нельзя назвать новичком в искусстве импровизации. Пройден довольно большой путь, но и впереди тебя ждет много нового и интересного. Помнишь, в первом уроке я говорил о том, из чего складывается импровизация. Здесь я вновь перечислю эти пункты, постарайся вникнуть, переосмыслить  и проанализировать, насколько повысился твой уровень по каждому из них:

 

Опыт игры. Все то знание, навыки и… я бы назвал это чувством гитары. Безусловно, это приходит с опытом и чем больше опыт – тем импровизация впечатляющей.

Чувство ритма. Умение не просто взять подходящую ноту, а взять ее в нужный момент и, более того, знать – почему необходимо взять именно эту ноту.

Микротехники игры. Хроматические и диатонические сдвиги, пропуск струн – все то, о чем мы говорили в первых уроках.

Теория музыки. Без нее никуда, если ты не Сергей Табачников. Но и он, освоив теорию, поднял бы свой левел до 85.

Багаж знаний. Лики, пассажи, вертушки и т.д.

 

В этом уроке мы пройдемся по всем пунктам, кроме первого – как я уже сказал, здесь все зависит только от тебя и того количества времени, которое ты уделяешь игре на гитаре. Более того – попробуем связать чувство ритма с микротехниками, а теорию музыки с ликами. Впрочем, последнее для тебя не впервой.

 

ЧУВСТВО РИТМА

В уроке границ нет мы уже говорили о ритме. Ты узнал, что существует два его вида. Дыхательный и пульсационный. В этом уроке мы обратимся к еще одной замечательной книге – «Скоростная Медиаторная Техника» (автор оригинала - Трой Стетина). Итак, вот небольшое введение, которое я позволю себе позаимствовать оттуда.

 

«Хорошее и устойчивое чувство ритма является очень важным качеством. Это основа, на которой базируются все ваши технические навыки. Без хорошей ритмики вы никогда не добьетесь приличного звучания. К сожалению, для многих соло гитаристов это наименее упражняемый навык.

Музыкант, извлекает звуки, имеющие какую-то продолжительность во времени. Ритм в наиболее общем смысле является временным параметром музыки. Иногда ритмичной называют музыку с навязчивым, повторяющимся рисунком. Однако на самом деле ритмом обладает любая музыка, потому что она состоит из звуков, имеющих временные параметры.

В более узком понимании «ритмом» называется отношение временных промежутков в конкретной фразе. В  этом случае ритм – это специфическая последовательность коротких и длинных нот»

 

Ритмика 1. Двенадцати тактовый блюз, основа основ, так сказать. Играя это упражнение, ОБЯЗАТЕЛЬНО отбивай ритм ногой. Рука, играющая восьмые должна двигаться вдвое чаще, чем нога, отстукивающая ритм. Все ноты играются ударом вниз и глушатся ладонью (кроме акцентируемых)

 

Ритмика 2. В этом упражнении акцент выпадает на слабую долю. И вновь отстукивай сильную долю ногой (на акцентируемой ноте нога находиться сверху). Если ты не отстукиваешь метр ногой, значит, ты НЕ ДЕЛАЕШЬ это упражнение.

 

Ритмика 3. При усложнении ритмического рисунка возникает необходимость прочувствовать все его составляющие – даже те, которые не звучат. Когда доля делится на четыре части (шестнадцатые), то сильная восьмая совпадает с первой шестнадцатой, а слабая с третьей. Теперь тебе осталось научиться акцентировать слабые шестнадцатые – вторую и четвертую. Следующее упражнение поможет тебе в этом.

 

Ритмика 4. А вот и пример такой ритмики на практике.

 

Давай теперь рассмотрим микротехники, только в этот раз они будут неразрывно связаны с ритмом. И начнем с триолей. Триоль это группа из трех нот одинаковой длительностей, равная по времени звучания двум нотам той же длительности. Немного запутанно, на практике же все очень просто.

 

Ритмика 5. В данном упражнении используются триоли, сыграй его несколько раз, чтобы привыкнуть к такой ритмике. При грамотном использовании они способны придать твоей импровизации потрясающий оттенок.

 

Синкопа – смещение акцента с сильной доли на слабую – прием, поднимающий твой уровень импровизации на качественно новый уровень.

 

Ритмика 6. В этом упражнении используется синкопа в секвенции, состоящей из групп по четыре ноты, которые играются на фоне триольной ритмики. Постарайся прочувствовать ритм.

 

Шаффл (свинг) – характерный для блюза, реже для рока ритмический рисунок. Яркий пример – Satch Boogie от Джо Сатриани. По сути это те же триоли с пропущенной второй нотой в каждой из триольных групп.

 

Ритмика 7.

 

Шесть восьмых. Святой Грааль неоклассиков. В одном такте этого размера помещается шесть долей длительностью в одну восьмую каждая.

 

Ритмика 8. Классическая хэви-метал партия в размере шесть восьмых.

 

Ритмика 9. Во вступительной части десятого каприса Николо Паганини использованы свиповые форшлаги в размере шесть восьмых, что делает его необычайно сложным с ритмической, да и с технической точки зрения.

 

Особые ритмические фигуры. Конечно же, ты можешь придумывать и свои собственные ритмические фигуры. Ничто не мешает тебе сыграть по три ноты на каждую четвертную триоль. Таким образом, мы получим девять нот на двух долях такта. Здесь, как ты уже видишь, начинает смываться грань между дыхательной ритмикой и пульсационной. Сыграй ты на те же две доли одиннадцать нот и от пульса не осталось бы и следа.

 

Ритмика 10.

 

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

В этот раз мы рассмотрим условно-диатонические звукоряды, пользуясь в качестве настольной книги, рукописью «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста». Эти звукоряды образуются при изменении одной-двух ступеней «коренного» диатонического звукоряда и занимают промежуточное положение между строгой диатоникой и полной хроматикой.

 

Если повысить седьмую ступень натурального (эолийского) минора, то мы получим гармонический минор. В натуральном миноре на пятой ступени образуется минорный аккорд, не имеющий такой ярко выраженной функциональности, как у доминанты в мажоре. Для усиления доминантовых свойств аккорда пятой ступени, в миноре обычно используется доминант септаккорд. Седьмая высокая ступень имеет острое тяготение в тонику, что усиливает функциональные свойства минорного лада.

Для данного лада характерно всем известное колоритное «восточное» звучание увеличенной секунды в обрамлении двух малых секунд. Седьмую повышенную ступень можно так же встретить и в натуральном миноре, здесь она используется, как вводный тон. В этом случае можно встретить оба варианта седьмой ступени в контексте одной композиции. При импровизации гармонический минор наиболее уместно использовать, когда в аккомпанементе звучит доминанта.

 

Гармонический минор.

 

Лик 1. Этот лик, как и все последующие в данном уроке я взял из видеошколы Дэнни Гилла «50 Metal Killer Licks».

 

Лик 2. Интересное сочетание легато и переменного штриха, постарайся правильно расставить удары.

 

Лик 3. Обрати особое внимание на слайды между тактами, они придадут особый колорит всему лику.


Доминантовым ладом (т.е. ладом, сыгранным от пятой ступени) гармонического минора является фригийский мажор. Как ты уже, должно быть, догадался, от фригийского минора он отличается лишь повышенной третьей ступенью. Данный лад, можно услышать у Блекмора, Мальмстина и у многих других рок гитаристов. Мрачный, напряженный и в то же время яркий и страстный (что обуславливается наличием мажорной терции) – этот лад обладает очень противоречивым характером. Аппликатуры гармонического минора и фригийского мажора, само собой, совпадают, однако следует учитывать, что меняются опорные звуки.

Иногда в пассажах, основанных на фригийском мажоре, пропускается шестая ступень. Фригийский мажор можно использовать для обыгрывания уменьшенного септаккорда, когда он выполняет функцию доминанты.

 

Фригийский мажор.

 

Нередко в гитарной практике можно встретить гибрид гармонического и эолийского миноров. Он совпадает со звукорядом дорийско-блюзового минора (который располагается на его четвертой ступени) и имеет удобную аппликатуру. Так же этот звукоряд можно получить, если сыграть фригийский мажор-минор о пятой ступени.

 

«Гармолийский» лад.

 

Но рок гитаристы не стоят на месте :) Они изобрели еще одну гамму – гармонический минор с блюзовой нотой. Если из него исключить четвертую ступень, то получится давно известный дважды гармонический (цыганский, венгерский) минор. Цыганский минор, как нельзя лучше подходит для импровизации на «три блатных аккорда». Это тот редкий случай, когда блюзовые и роковые фишки не работают.

Можно объединить ступени натурального, гармонического и дважды гармонического минора, после чего извлекать из получившегося хроматизированного звукоряда различные комбинации ступеней. Здесь нет предела полету фантазии!

Гармонический минор с блюзовой нотой.

 

Разумеется, этот урок можно продолжать до бесконечности, ведь число всевозможных комбинаций ладов не ограничено. Но мы, пожалуй, остановимся тут. Как ты заметил, я привел лики лишь для гармонического минора. Все верно,  настало время тебе самому начать изобретение собственных пассажей и тренировка на гаммах, которыми ты только что пополнил свой багаж знаний это то, что нужно! В следующем уроке я познакомлю тебя с мелодическим минором, и… мы ведь еще ни разу не коснулись хроматики! Тебя ждет много интересного! Так же ты узнаешь, внимательно ли ты изучил то, о чем я здесь (да и во всех предыдущих уроках из этого раздела) писал или спустя рукава. И, возможно, поймешь, насколько возрос уровень твоей импровизации. Удачи!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login