Главная / Импровизация / Импровизация в семиступенных ладах
A+ R A-

Импровизация в семиступенных ладах

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Привет! Должно быть, ты уже неплохо импровизируешь в пентатонике, если дошел до этого урока. Но все же это не то, чего ты хочешь, верно? Игра Ричи Блэкмора, Джимми Пейджа, Стива Вая – вот, к чему ты стремишься. И это правильно! К счастью для тебя, достичь уровня их мастерства может каждый. При должном стремлении, частоте и времени занятий, верно составленной программе тренировок. Я предложу тебе такую программу в одном из следующих уроков, чтобы ты точно знал, что нужно делать для того, чтобы твоя импровизация стала безупречной. К сожалению многие не понимают одной простой вещи: научиться можно всему. Люди грешат на отсутствие слуха, на отсутствие таланта к музыке. Один мой друг заявил мне, что у него слишком толстые пальцы, чтобы играть на гитаре. Но все это имеет немного другое название – ЛЕНЬ! Не позволяй лени поймать тебя в ловушку и внушить тебе, что ты недостаточно хорош, чтобы стать виртуозом.

А теперь поговорим об импровизации в семиступенных ладах. И в данном уроке речь пойдет о натуральных ладах – ионийском, дорийском, фригийском, лидийском, миксолидийском, эолийском и локрийском. Ты, безусловно, знаешь, как они образуются, но на всякий случай напомню. Ионийский лад – совпадает с натуральным мажором и, по сути, является основным. От его второй ступени строится ДОРИЙСКИЙ МИНОР. От третьей ступени – ФРИГИЙСКИЙ МИНОР. От четвертой ступени – ЛИДИЙСКИЙ МАЖОР. От пятой ступени – МИКСОЛИДИЙСКИЙ МАЖОР. От шестой ступени – ЭОЛИЙСКИЙ МИНОР (который совпадает с натуральным минором). И, наконец, о седьмой ступени натурального мажора строиться ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД. Последний не является ни мажором, ни минором, так как в его основе лежит уменьшенный аккорд.

Ниже ты видишь все аккорды ДО МАЖОРНОЙ гаммы в трех обращениях (подробнее о том, что это такое ты можешь узнать и раздела теория музыки). Соответственно, ты так же можешь вычислить, какой аккорд (мажорный, минорный или уменьшенный) будет лежать на той или иной ступени одного и вышеперечисленных ладов.

 

Чтобы рассмотреть данные лады немного ближе, обратимся к книге «Мой метод»:

«Ионийский и эолийский лады соответствуют натуральному мажору и минору. Лады мажорного наклонения – лидийский и миксолидийский. В лидийском ладу по сравнению с натуральным мажором повышена IV ступень, применяется он для обыгрывания мажорных аккордов. В миксолидийском ладу понижена VII ступень, используется для обыгрывания септаккордов. Лады минорного наклонения – дорийский и фригийский. По сравнению с натуральным минором в дорийском ладу повышена VI ступень, он применяется для обыгрывания минорных аккордов. Во фригийском ладу понижена II ступень, лад используется не только для минорных аккордов, но и для доминантовых аккордов, что придает мелодической линии характерное «испанское» звучание, его можно часто услышать в музыке фламенко. Локрийский лад используется для обыгрывания полууменьшенного аккорда».

 

Итак, как ты видишь, каждый из аккордов можно обыгрывать соответствующим ладом. Разумеется, для того чтобы свободно импровизировать в любом из ладов недостаточно выучить один из них, и после принимать за тонику одну из его ступеней, необходимо прочувствовать индивидуальную окраску каждого лада. На это может уйти немало времени, но оно того стоит. Ты будешь чувствовать атмосферу, которую создаст та или иная нота еще до того, как сыграешь ее. Такой навык открывает огромные возможности, и само собой, поднимает уровень импровизации на качественно новый уровень. Но для этого необходимо, как я уже сказал, потратить огромное количество времени на развитие данного навыка. А развить его можно лишь одним способом – игрой в каждом из ладов. И играть необходимо до тех пор, пока звучание каждого из ладов в буквальном смысле не въестся в твой мозг, до тех пор, пока ты не сможешь угадывать лад по нескольким нотам.

 

Ниже и приведу семь композиций – по одной на каждый лад. Как ты видишь, большинство треков написаны и сыграны Джо Сатриани. Но не ограничивай себя только этими композициями, старайся узнавать различные лады в тех треках, что слушаешь ежедневно. И, конечно же, почаще импровизируй.

 

Ионийский – Joe SatrianiFriends

Дорийский – Steve VaiTender Surrender

Фригийский Joe Satriani – War

Лидийский Joe Satriani – Flying In A Blue Dream

Миксолидийский Joe Satriani – Summer Song

Эолийский Joe Satriani – Until We Say Goodbye

Локрийский – MetallicaSad But True

 

Последний пример лишь частично в локрийском ладу. Так, как в основе локрийского лада лежит уменьшенное трезвучие, сочинить песню, которая бы полностью укладывалась в локрийский лад довольно сложно, ведь уменьшенное трезвучие способно выполнять функцию устоя лишь в очень редких, исключительных случаях.

 

Также я снабжу тебя минусовками для каждого из ладов. Если тебя не забанили в гугле или на ютубе, ты сможешь найти таких минусовок еще несколько сотен :)

 

Ионийский – Минус

Дорийский – Минус

Фригийский – Минус

Лидийский – Минус

Миксолидийский – Минус

Эолийский – Минус

Локрийский – Минус

 

Есть еще один небольшой трюк. Как написано в книге «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста», приставка «гипо» позволяет использовать своеобразный подход для практического получения различных ладов из уже освоенных. Вместо миксолидийского лада можно использовать гипомиксолидийский, т.е. лад, построенный на пятой ступени. Эта гамма будет совпадать с дорийским ладом.

 

Что ж, а теперь рассмотрим несколько ликов в семиступенных ладах. Для начала возьмем лики из видеошколы Денни Гилла «50 Metal Killer Licks».

Лик 1. Первый лик довольно прост, но мелодичен.

 

Лик 2. Следующий лик основан на использовании интервалов, которые в сочетании со слайдами дают довольно интересный эффект.


Лик 3. И продолжая тему интервалов, можно рассмотреть вот этот лик все из той же видеошколы. Возьми первую ноту первым пальцем, а следующую за ней – третьим. И как бы ни хотелось тебе третью ноту взять тем же пальцем, не делай этого. Перемести руку в девятую позицию и вновь задействую первый палец. То же самое проделай и с остальными двойными нотами.

 

Лик 4. Теперь поговорим о пропусках струн. По сути, это огромное поле для экспериментов при построении твоих собственных соло. Здесь показан самый простейший вариант (в плане техники), однако звучит он довольно интересно. Так же ты можешь играть легатные арпеджио с пропуском струн и даже использовать теппинг. Все зависит лишь от твоих навыков и фантазии.

 

Лик 5. А здесь идея с пропуском струн сочетается со слайдами и игрой октав.

 

Лик 6. Флажолеты! Не забывай о них! Они могут существенно оживить и разнообразить любую импровизацию.

 

Лик 7. Если флажолеты совместить с пропуском струн, то может получиться что-то вроде этого.

 

Теперь обратимся к шред-ликам из второй части видеошколы «50 Metal Killer Licks».

Лик 8. Отличным способом увеличить свою скорость является использование легато. Ты можешь задействовать две струны, при этом на одной из них (в данном случае на второй) использую один и тот же паттерн, а на другой изменяй его в каждом такте. Так ты сможешь достичь и скорости и выразительности и необычности звучания, твои лики никого не заставят скучать.

 

Лик 9. Лик в стиле Джо Сатриани. Много легато и довольно высокая скорость.

 

Лик 10. Здесь свип сочетается с легато. Такие спонтанные лики с бешеными скачками через весь гриф в своей импровизации нередко использует Стив Вай.

 

На этом, пожалуй, остановимся. У тебя есть над чем работать. В следующем уроке я познакомлю тебя с условно диатоническими звукорядами. А также покажу аппликатуры гамм, расположенных по принципу «три ноты на струне». Так же ты расширишь свой запас знаний по уже освоенным вопросам. Удачи!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login