Главная / Технические приемы / Больше экспрессии
A+ R A-

Больше экспрессии

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Если ты читаешь эти строки, значит, научился делать все 3 типа флажолетов, с чем я тебя и поздравляю. В этом уроке ты расширишь свой запас технических приемов, изучив бенд, вибрато и несколько разновидностей слайдов. Приступим!

 

БЕНД

Или подтяжка (кому как удобнее) – технический прием, заключающийся в подтягивании струны до определенной ноты. И эта возможность – возможность подтягивать струны делает гитару одним из самых эмоциональных инструментов на планете. Играя, скажем, на фортепиано у тебя ее попросту нет, громче, тише – вот и вся артикуляция. Поправь меня если я неправ, ведь я не пианист. На самом деле мне нравится фортепиано, всегда мечтал научиться на нем играть, но гитара в плане экспрессии, на мой взгляд, превосходит его во много раз. Струну можно подтянуть на пол тона, на тон, на полтора или большее количество тонов. Можно сделать микробенд, что придаст блюзовый оттенок твоей игре. Или добавить лиричности в балладу, сделав широкий слоубэнд. Бенды можно делать любыми пальцами, на любых струнах, на любых ладах и в обе стороны. Я уже не говорю о вибратто, разновидностей которого существует чуть ли не больше, чем самих гитаристов, но к нему мы еще вернемся.

Теперь попробуем разобраться, как же делать бенды правильно. Конечно, не существует эталонного исполнения, но есть несколько советов, которые помогут тебе избежать многих ошибок. Во-первых, сами по себе пальцы довольно слабы, особенно на первых порах обучения. Поэтому запомни – делаешь бенд – заручись поддержкой соседних пальцев (если конечно ты не делаешь его указательным). К примеру, ты делаешь тоновую подтяжку на седьмом ладу третьей струны безымянным пальцем. В табулатурах такая подтяжка выглядит следующим образом:

Пускай на седьмом ладу стоит безымянный, а рядом с ним, на шестом – средний и вся нагрузка распределяется между ними. Если и этого мало, то можно помочь указательным. Теперь риск выскакивания струны из под пальца во время исполнения бенда снизится до минимума. Кроме того так гораздо проще контролировать подтяжку.

Во-вторых, когда ты делаешь бенд, позволь своему большому пальцу опереться на гриф. И в-третьих во время исполнения бенда пускай твои пальцы лишь начинают подтяжку, а всю оставшуюся работу проделывает кисть руки. А теперь пара забавных упражнений из книги Guthrie Govan’а, которая называется «Creative Guitar».

 

Упражнение 1. Выучи какую-нибудь несложную мелодию. После этого передвинь всю аппликатуру на пол тона ниже. Теперь для того, что бы сыграть мелодию правильно, тебе придется бендить каждую ноту на пол тона. Это очень хорошее упражнение на развитие техники исполнения бендов. Старайся задействовать различные пальцы.


Упражнение 2. А теперь тебе понадобиться еще более простая мелодия в пределах трех-пяти полутонов. Постарайся сыграть ее, подтягивая и опуская только одну ноту на выбранном тобой ладу. Это упражнение намного увеличит точность твоих бендов.

 

Это чувство, когда ты знаешь насколько нужно подтянуть струну, что бы попасть в нужную ноту приходит со временем. Следующие упражнения я нашел в книге «Гитарные трюки в стиле Heavy Metal».

 

Упражнение 3. Сыграй бенд на дисторшн. Ноту подтягивай средним и безымянным пальцами, а на пятом ладу поставь указательный. Обе ноты должны быть сыграны одновременно, когда бенд будет сделан до конца, характерный звук перегруза прекратится, и обе ноты зазвучат в унисон.

Упражнение 4. То же самое упражнение, только на второй струне.

Помни, что во время бендов особенно важно глушить все посторонние звуки. Это нужно делать, как ребром ладони правой руки, так и свободными пальцами левой. А теперь пара упражнений из книги «Соло гитара в стиле Heavy Metal».

Упражнение 5. Все ноты играй ударом сверху. На всякий случай снизу я указал, какими пальцами брать ноты.

 

Упражнение 6. Здесь помимо бендов присутствуют пулы и хаммеры в конце упражнения. Их мы рассматривали в уроке технические приемы основы.

 

Упражнение 7. А это одна из тех фраз, которые называют роковыми клише. Причина в том, что такие фразы очень часто применялись (и до сих пор применяются) в рок соло.

 

Думаю, ты и сам в состоянии придумать несколько упражнений с бендами. Так сделай это. И отрабатывай этот прием до тех пор, пока не почувствуешь себя уверенно. От этого напрямую зависит, насколько хорошим гитаристом ты станешь.

 

ВИБРАТТО

Любое вибратто можно рассматривать как серию бендов и их возвратов к основной ноте. Вибратто заставляет звучать партию гитары ярче, эмоциональней и в некоторой степени увеличивает сустейн – продолжительность звучания ноты. Если ты держишь гитару в руках не так давно, то исполнить вибратто тебе будет довольно сложно. Попробуй поначалу просто бендить нужную ноту на полтона или даже на четверть. По мере того, как это будет становиться все более привычным делом, можно увеличивать скорость. В конечном итоге это все больше будет походить на вибратто.

 

Упражнение 8. Отработай вибрато на каждой ноте ЛЯ МИНОРНОЙ пентатоники.

 

Упражнение 9. Очень часто вибрато применяется к уже подтянутым нотам. И опять же вначале это будет чертовски трудно и так же просто, когда ты научишься. Старайся во время вибрации не потерять высоты ноты.


Упражнение 10.

 

Как я уже сказал, разновидностей вибрато существует довольно много. Некоторых именитых гитаристов можно узнать лишь по одному их вибрато. Например, Зак Уайлд использует очень широкое вибрато в своей игре. При этом он задействует всю кисть, крепко прижимая струну к грифу. Что касается Стива Вая, то он использует круговое вибрато. При этом палец совершает круговые движения в пределах лада. Если ты хочешь освоить этот прием, то начинать следует в очень медленном темпе, и постепенно ускоряться. Советую понаблюдать за игрой Стива Вая, для лучшего понимания принципа. Некоторые гитаристы используют вибрато классической школы – скользят пальцем вдоль струны, при этом колеблющаяся часть струны изменяется и нота вибрирует.

 

СЛАЙДЫ

И последнее, о чем мы поговорим сегодня – это слайды. Но не те слайды, которые тебе уже знакомы из урока технические приемы – основы. Мы поговорим об экспрессивных грязных слайдах, которые так нравятся рок и метал гитаристам. Грязный слайд можно сделать как рукой, так и медиатором. В первом случае можно пользоваться лишь указательным пальцем, а можно и тремя или даже четырьмя пальцами левой руки. Чтобы исполнить грязный слайд проскользи по толстым струнам от нижних ладов к верхним и обратно. Скорость, с которой это нужно делать, тебе придется определить самому. Послушай записи своих любимых треков, и уверен, ты найдешь несколько примеров. Медиаторный слайд исполняется практически так же, только ребром медиатора. При желании можно чередовать медиаторные слайды, и слайды, исполненные руками, ты наверняка не раз видел такой прием на рок концертах. Несколько примеров грязных слайдов ты найдешь на этой странице.

 

Подведем итоги. В этом уроке ты научился делать бенды и вибратто – то, без чего не обойдется, пожалуй ни одной соло. Узнал немного о грязных слайдах. В следующем уроке мы пойдем дальше – работа рычагом, бенды за верхним порожком, глушение струн и еще несколько приемов – вот тема следующего урока. Надеюсь, этот урок оказался полезным. Если остались какие-либо вопросы – задавай их на форуме. Удачи!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login