Главная / Переменный штрих / Штрих при переходе со струны на струну
A+ R A-

Штрих при переходе со струны на струну

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Привет! Я рад, что ты достиг скорости в 60 УВМ при игре переменным штрихом на одной струне. Если нет, тогда вернись к предыдущему уроку. Если же это так, тогда продолжим обучение игре на электрогитаре. Если ты еще не умеешь настраивать гитару, обратись к соответствующему уроку. То же и с чтением табулатур.

 

РАЗНОВИДНОСТИ ШТРИХА

Обратимся к книге “Соло-гитара в стиле хэви-метал” Троя Стетины – выдающегося гитариста и преподавателя:

«Научиться играть переменным штрихом быстро и долго, постоянно переходя со струны на струну очень трудно, но оно того стоит. Послушай Ингви Мальмстина или Эла Ди Меолу и ты услышишь великолепные примеры такой игры…

…В следующих паттернах переход со струны на струну осуществляется с помощью внутреннего штриха. Это значит, что медиатор движется  внутри пространства между струнами.

Противоположным этому является внешний штрих. Он используется в следующих примерах.

Если у тебя проблемы с каким-либо штрихом, придумай ходы и упражнения, которые помогут их решить»

 

Есть небольшая путаница насчет названия типов штриха. В некоторых пособиях тот штрих, что у Стетины назван внутренним, называется внешним, а противоположный ему - внутренним. Хорошая новость заключается в том, что тебе ничего не придется придумывать самому. Прибереги фантазию и музыкальные идеи на будущее. Плохая новость – придется провести уйму времени, отрабатывая переменный штрих, иначе ты ничего не добьешься. А сейчас вспомним основные правила, которые необходимо соблюдать при игре переменным штрих.

 

1. Играть только переменным штрихом.
2. Глушить струны ребром ладони.
3. Держать медиатор перпендикулярно струнам.
4. Играть медленно.
5. Играть только под метроном.
6. Не совершать лишних движений медиатором.
7. Держи пальцы левой руки на небольшом расстоянии от грифа.

 

И еще два правила:

8. При игре нужно обязательно чередовать игру с дисторшн и игру на чистом звуке (а лучше легком овердрайве). Поясняю. Играть на чистом звуке ты должен для того, чтобы слышать, что на самом деле делают твои руки. Очень легко увлечься игрой на перегрузе и не заметить, что ты играешь грязно.

9. Всегда старайся держать обе руки в расслабленном состоянии. Иначе ты будешь очень быстро уставать. А привыкнув держать руки в напряжении, переучиться будет очень и очень нелегко. Запомни, лишь научившись играть с расслабленными руками, то сможешь играть быстро!.

 

И две небольших поправки к существующим пунктам:

Из третьего пункта следует, что медиатор следует держать перпендикулярно струнам. Но это лишь на начальных этапах тренировки. Вскоре ты поймешь, что, возможно, тебе удобней держать его под небольшим (или довольно большим - до сорока пяти градусов) наклоном, как делает это, например, Энди Джеймс. Но это вскоре, а пока все же старайся держать его прямо.

Четвертый пункт говорит нам, что необходимо играть медленно, кроме того, как я уже говорил в прошлом уроке, следует чередовать игру на разных скоростях. Вычисли свою максимальную скорость, для этого выбери какое-нибудь несложное упражнение и, постепенно повышая скорость на метрономе, выясни, с какой максимальной скоростью ты можешь играть его чисто. После этого прими пятьдесят процентов от этой скорости за низкую скорость, шестьдесят - за среднюю, а семьдесят - за высокую. Так или иначе для тебя это будет медленно. Больше всего играй на низкой скорости, меньше на средней, минимальное время уделяй игре на высокой скорости.

 

УПРАЖНЕНИЯ

Итак! Пришло время выучить несколько упражнений. Для начала два упражнения из видеошколы Майкла Анжэло “Speed kills”:

Упражнение 1. Это упражнение чертовски важно для дальнейшего развития техники переменного штриха. Ты должен играть его на всех пяти комбинациях струн (на шестой и пятой, на пятой и четвертой, на четвертой и третьей, на третьей и второй и, ГЛАВНОЕ, на второй и первой). Кроме того, ты непременно должен при помощи него отрабатывать различные типы штриха (внешний и внутренний). Просто один раз начни играть это упражнение с удара вниз (даунстрока), второй раз - с удара вверх (апстрока).

 

Упражнение 2. Оно как ты видишь, является более сложной версией первого.

 

Теперь перейдем  к упражнениям из книги Терри Сайрека  “Shred is not dead”:

Упражнение 3. Довольно длинное упражнение. Постарайся подобрать наиболее удобную для тебя пальцовку.

 

Упражнение 4. Продолжай играть последовательность, пока не дойдешь до нижних ладов (нижних по звучанию, т.е. самых широких)

 

Упражнения из “Speed mechanics for lead guitar”:

Упражнение 5. Это упражнение поможет тебе научиться перемещаться по грифу, а также напомнит о предыдущем уроке, так как на каждый такт здесь приходится всего по два перехода со струны на струну.

 

Упражнение 6. Как и первое, рекомендуется отрабатывать на всех комбинациях струн.

 

Упражнение 7.

 

Как ты мог заметить, во всех упражнениях было задействовано лишь две струны. Это и понятно – нужно идти от простого к сложному, а не наоборот. Еще раз напомню, что особое внимание стоит обратить на первое упражнение, так как переменный штрих на разных по толщине струнах отличается. Попытайся почувствовать гитару и понять в чем отличие.

 

ПЕНТАТОНИКА

Что такое пентатоника? Особое внимание я уделил ей в разделе импровизация. Пентатоника это гамма, состоящая всего из пяти нот. Несмотря на это обстоятельство, пентатоника весьма часто используется при построении соло. Многие известные роковые соляки были построены именно на пентатонике и звучали просто великолепно. Поэтому ты обязательно должен выучить пентатонику. К тому же она поможет тебе закрепить переход со струны струну, над которым ты работал в предыдущих упражнениях.

 

Ниже ты видишь аппликатуру минорной пентатоники. Для начала нам хватит ее одной.

 

Подбери удобную для тебя пальцовку. Многие на двух верхних струнах используют третий палец. Некоторые - четвертый. Черной точкой обозначена тоника. Не буду вдаваться в теорию здесь. Скажу только, что тоника это нота, с которой начинается гамма. Как видишь, выучить пентатонику совсем не сложно.

 

Пришло время выполнить несколько упражнений, основанных на пентатонике. Трой Стетина в книге “Speed Mechanics For Lead Guitar” выделил пять основных вариантов перехода со струны на струну. Попробуй определить, какой из них наиболее труден для тебя. Над ним и работай. Каждое упражнение начинай ударом вниз. Сначала поработай над первым тактом. Потом над последними двумя. В последнем такте тебе встретится несколько скачков через струну. Возможно, понадобится определенная доля упорства, чтобы научиться играть эти моменты чисто. Но ты должен это сделать!

 

Упражнение 8.


Упражнение 9.

 

Упражнение 10.

 

Упражнение 11.

 

Упражнение 12.

 

И вновь о том как надо заниматься. Заниматься нужно регулярно. Даже небольшой перерыв в занятиях может отбросить тебя далеко назад. Время, которое нужно уделять гитаре, не ограничено. Здесь действует правило: "кашу маслом не испортишь". Однако, если чувствуешь сильную усталость в руках, или боль - немедленно прекращай занятия! Поврежденные связки техники еще никому не прибавляли. Не забывай о разминке. А после нее - учишь упражнение, включаешь метроном и вперед :)

Помни о правилах и вскоре выполнять их будет не сложнее, чем вдыхать свежий воздух. После того как будешь без проблем играть все упражнения данного урока на скорости 80 УВМ, можешь переходить к уроку переменный штрих - гаммы. Кроме этого я советую тебе, прежде чем идти дальше, выучить этот соляк, а также уроки флажолеты, развитие независимости пальцевглушение. Желаю удачи!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login