Главная / Переменный штрих / Переменный штрих на одной струне
A+ R A-

Переменный штрих на одной струне

Первое, с чего тебе следует начать свой путь к виртуозной игре на электрогитаре – это развитие техники переменного штриха. В замечательной книге “Speed mechanics for lead guitar” сказано: "Техника переменного штриха хороша тем что, не высчитывая заранее последовательность ударов медиатора, ты можешь сыграть любую последовательность нот. Таким образом ты будешь чувствовать себя более свободно при импровизации, так как не ограничен какими-либо заранее подготовленными схемами. Ты можешь создать и сыграть любые пассажи, не отрабатывая их заранее. А если работа медиатором не требует раздумий – остается думать только о музыке"

Эта книга есть и в русском переводе, называется она «Скоростная медиаторная техника» Автор оригинала – Трой Стетина, известный музыкант и преподаватель, на счету которого немало пособий по игре на электрогитаре (в том числе и небезызвестная "Соло гитара в стиле хэви метал"), к которым мы еще не раз обратимся.

 

А теперь несколько правил, которые нужно помнить, тренируясь играть переменным штрихом:

 

Во-первых, играть только переменным штрихом! И это важно так, как на начальном этапе очень легко сбиться. Нередко бывает так что после удара вниз, следующую ноту гораздо легче взять опять же ударом вниз. Этого нельзя допускать. Необходимо постоянно контролировать то что ты делаешь.

 

Во-вторых, глушить струны ребром ладони правой руки (для левшей соответственно левой). Как это сделать? Просто поставь руку возле бриджа и заглуши все струны, которые ниже (по высоте звучания, т.е. толще на вид) той что в данный момент звучит. И да! Я знаю, что сделать это для начинающего гитариста гораздо сложнее, чем сказать.

 

В-третьих, играй медленно! Не стоит пытаться сыграть соляки Джо Сатриани, Энди Джеймса и Криса Импеллиттери после первой недели тренировок. Забудь о скорости и играй в таком темпе, в котором ты можешь играть чисто. Не думай, что если двести раз ты сыграешь грязно, то еще через двести у тебя получится что-нибудь достойное. Исправить плохо поставленную технику переменного штриха очень непросто. В любом случае гораздо сложней, чем с самого начала все делать правильно.

 

Теперь поговорим немного о постановке рук и о том как держать медиатор. На этот счет нет однозначного ответа. Каждый гитарист придерживается своего мнения. Единственное что могу посоветовать – пересмотри видео своих кумиров, обращая внимание на эти моменты. Ты должен начать свое обучение именно с этого – с подражания более опытным гитаристам. Постарайся заметить, как держит медиатор Стив Вай,  Ингви Мальмстин. Со временем ты привыкнешь к определенному положению руки, к положению медиатора в ней и даже не будешь обращать на это внимание. Один момент, который все-таки имеет значение это то, под каким углом держать медиатор. Не стоит наклонять его сильно ни в одну, ни в другую сторону. Отсюда вытекает четвертое правило, которое нужно помнить при игре переменным штрихом – старайся держать медиатор перпендикулярно струнам либо под небольшим углом.

 

В-пятых. Играй под метроном! Это поможет тебе развить чувство ритма. Многие гитаристы могут играть быстро. Но не все из них уделяют достаточного внимания игре под метроном. Но скажи, кому нужен гитарист, играющий пятнадцать нот в секунду, но не способный играть ритмично.

 

В-шестых. Махать медиатором из стороны в сторону не стоит. Следи за тем, чтобы медиатор  не отдалялся от струн далеко. Чем меньше движений – тем выше скорость. Кстати о скорости. Ее мы будем измерять в ударах в минуту (УВМ) при игре шестнадцатыми нотами. Т.е. если я говорю, скажем, сыграй это упражнение со скоростью 140, ты уже знаешь, что нужно включить метроном на 140 УВМ и играть шестнадцатыми. А чтобы вопросов по этой теме больше не возникало, сразу скажу, что играть шестнадцатыми - значит играть по-четыре ноты на каждый удар метронома.

 

И наконец, продолжая разговор об экономичности, выделим седьмое правило – держи пальцы левой руки на небольшом расстоянии от грифа. Два сантиметра максимум, а меньше – лучше. Тут все понятно – чем ближе пальцы к грифу, тем меньше времени потребуется на движение до него, и тем выше скорость.

 

Переходим непосредственно к упражнениям. Разумеется, не стоит забывать, что каждую тренировку ты должен начинать с разминки. Запомни это, как дважды два, и я даже не хочу выделять это в отдельное правило, это просто необходимость. О разминке мы говорили в этом уроке. Если ты еще не знаешь, как читать табулатуры, жми сюда.

 

Первая партия упражнений из той же книги Троя Стетины (Speed mechanics for lead guitar):

Упражнение 1. Повторить на всех струнах. Это упражнение отлично синхронизирует руки, что просто необходимо при игре на соло гитаре.

 

Упражнение 2. Повторить на всех струнах.

 

Упражнение 3. Короткая мелодическая последовательность. Играть только на первой струне. Не забывай поглядывать на пальцовку.

 

Упражнение 4. Более длинная последовательность. Я бы посоветовал сначала разучить каждый такт в отдельность без метронома, а потом играть целиком.

 

Упражнение 5. Похожее упражнение.

 

И еще два упражнения из книги Терри Сайрека “Shred is not dead”:

Упражнение 6. Квазихроматика. Как и предыдущие три – играть только на первой струне.

 

Упражнение 7. Упражнение на растяжку пальцев. Играется на второй струне. Опять же не забывай про пальцовку.

 

Я привел лишь семь упражнений. И на первое время этого тебе хватит сполна. Одновременно с этим уроком я советую тебе начать изучать уроки технические приемы - основы, основы легато и введение в ритм гитару. Чуть позже, развив технику игры и получив необходимые знания, ты сможешь сам составлять для себя упражнения на одной струне необходимой тебе сложности на основе хроматики, либо диатонических ладов. Не забывай о том что без практики развитие техники игры на гитаре невозможно и потому советую тебе время от времени разучивать соло, соответствующие твоему уровню игры. На данном этапе можешь ознакомится с этим соляком. Главное помни, что невозможно научится играть на электрогитаре за месяц. И если у тебя пока не получается освоить тот или иной пассаж - просто оставь его. Когда ты вернешься к нему через некоторое время, то сам удивишься, насколько легко он тебе дается.

 

Могу тебя поздравить. Первый урок позади. Еще пара слов о том, как нужно заниматься и закругляюсь. Для начала определись со скоростью. Ты новичок и твой максиму – 60 УВМ? ОК! Следует играть в различных темпах. В медленном, в быстром, в среднем… Но больше - в медленном. Пусть медленным будет 40, быстрым – 60. Чередуй их. Например, поиграй пятнадцать минут в медленном, потом минуты две-три в быстром, затем опять в медленном и так далее. И последнее:  лучше уделять игре по часу ежедневно чем двенадцать часов один раз в неделю. Ты можешь даже составить график если хочешь, пример графика для продвинутых гитаристов ты найдешь здесь. Можешь воспользоваться им, как образцом. Здесь все зависит только от твоей фантазии, упорства и стремления к совершенству. К уроку штрих при переходе со струны на струну переходи только после того, как сможешь играть все семь упражнений на скорости 60. Удачи!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login